Описание
Традиционный мансийский обрядовый Медвежий праздник проводится по случаю добычи медведя. В отношении данной церемонии употребляются термины: «медвежий праздник», «медвежьи игрища», «медвежьи пляски». Во всех данных названиях акцент делается на танец и игру, танец и драматизацию - тулыглап.
В церемонии Медвежьего праздника с глубокой древности и до наших дней, сохраняются представления, имеющие связь примирения охотника с низведённым медведем за нарушение запрета на добычу медведя (особенно на поедание его мяса) и проводов души медведя. В нём отражен комплекс традиционных представлений о Вселенной, её горизонтальной и вертикальной модели – это цикл «медвежьих песен», где рассказывается о жизни животного в верхнем мире и спуске его на землю. В песнях, что исполнялись во время остановок на специальных местах по пути следования с места добычи и до поселения, раскрывается география сакральных мест.
В ходе праздника выявляются рудименты многих древних обрядов охотничье-промысловой культуры: элементы промысловой магии и ритуалы, имеющие связь с культом животного (от почитания медведя как сверхъестественного существа до охоты на него, снятие с него шкуры, ритуальное поедание мяса, похороны его черепа и костей).
Структура медвежьего праздника манси имеет в своей основе следующие элементы: установление берлоги; добыча, доставка и встреча медведя в поселении; подготовительные действия; очищение и гадание; собственно праздник, сопровождающийся песнопением, танцами и драматическими представлениями; обряд жертвоприношения животного; священная ночь с вводом духов-покровителей нāй-ōтыр’ов букв. ‘героини-богатыри’ в антропоморфном образе и предков рода в ипостаси животного; «звериные и птичьи» танцы; разрушение стола; вынос медвежьей головы, проводы и поминки. Данная структура медвежьего праздника до сих пор остаётся в неизменном состоянии.
Исторический аспект
Церемония медвежьего праздника описана на основе полевых материалов, собранных за последние 20 лет в поселениях Берёзовского района. После большого перерыва в 1994г. впервые было проведено сразу три праздника в мансийской среде: с.Сосьва, д.Кимкьясуй и д. Хулимсунт, затем в д.Ломбовож (2000г.), д. Хулимсунт (2001г.) и юрты Леплинские (2011г.). Праздники документировались на аудио и видео-кассеты Поповой С.А., Поповым Н.С., сотрудниками Берёзовского фольклорного архива народа манси, с 1994 года среди населения Берёзовского района. Празднично-обрядовые церемонии описаны Поповой С.А.
Сведения об особенностях ОНКННЮ
Состояние бытования
В настоящее время обрядовый Медвежий праздник проводится редко. Ведётся обучение молодёжи из среды манси.
Риск исчезновения
Сокращение числа исполнителей песенного, сценического жанров и обрядов сценария Медвежьего праздника
Исключительность / Ценность
Традиционный обрядовый Медвежий праздник остаётся главным праздником для народа манси. Несмотря на всевозможные изменения в обществе, в медвежьем празднике устойчиво сохраняются основы мировоззренческой системы, этнические нормы и ценности. Медвежий праздник является памятником культурного наследия манси. Наша задача – сохранить его, поскольку для него особенно характерна объединяющая и благотворно влияющая на психическое самочувствие людей атмосфера, которая воспроизводится непосредственно через язык, фольклор и обрядовые действия. Кроме того, в настоящее время это наиболее надёжный способ трансляции культурных ценностей народа.
Форма бытования:
Аутентичная. В последние годы (1994-2011 гг.) Медвежьи праздники манси проводятся в аутентичной среде, по инициативе охотников, добывших медведя и желающих отпраздновать добычу. Организаторами проведения праздника выступает интеллигенция из среды манси. В настоящее время ведётся обучение молодёжи, возможно в ближайшие годы вновь пройдут медвежьи праздники в поселениях Березовского района.