Традиционный обрядовый праздник "ӯй йӣквуӈкве" группы северных манси - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиционный обрядовый праздник "ӯй йӣквуӈкве" группы северных манси

Традиционный обрядовый праздник ‘зверя танцевать’ группы северных манси

Этнокультурная принадлежность:

Традиционная культура северных манси

Ключевые слова:

Дух, медведица/медведь, праздник/обряд тулыглап ‘сценки’, песнопения, танцы, священная ночь, поселение/род, маска, трансляция

Описание

Традиционный мансийский обрядовый Медвежий праздник проводится по случаю добычи медведя. В отношении данной церемонии употребляются термины: «медвежий праздник», «медвежьи игрища», «медвежьи пляски». Во всех данных названиях акцент делается на танец и игру, танец и драматизацию - тулыглап.

В церемонии Медвежьего праздника с глубокой древности и до наших дней, сохраняются представления, имеющие связь примирения охотника с низведённым медведем за нарушение запрета на добычу медведя (особенно на поедание его мяса) и проводов души медведя. В нём отражен комплекс традиционных представлений о Вселенной, её горизонтальной и вертикальной модели – это цикл «медвежьих песен», где рассказывается о жизни животного в верхнем мире и спуске его на землю. В песнях, что исполнялись во время остановок на специальных местах по пути следования с места добычи и до поселения, раскрывается география сакральных мест.

В ходе праздника выявляются рудименты многих древних обрядов охотничье-промысловой культуры: элементы промысловой магии и ритуалы, имеющие связь с культом животного (от почитания медведя как сверхъестественного существа до охоты на него, снятие с него шкуры, ритуальное поедание мяса, похороны его черепа и костей).

Структура медвежьего праздника манси имеет в своей основе следующие элементы: установление берлоги; добыча, доставка и встреча медведя в поселении; подготовительные действия; очищение и гадание; собственно праздник, сопровождающийся песнопением, танцами и драматическими представлениями; обряд жертвоприношения животного; священная ночь с вводом духов-покровителей нāй-ōтыр’ов букв. ‘героини-богатыри’ в антропоморфном образе и предков рода в ипостаси животного; «звериные и птичьи» танцы; разрушение стола; вынос медвежьей головы, проводы и поминки. Данная структура медвежьего праздника до сих пор остаётся в неизменном состоянии.

Исторический аспект

Церемония медвежьего праздника описана на основе полевых материалов, собранных за последние 20 лет в поселениях Берёзовского района. После большого перерыва в 1994г. впервые было проведено сразу три праздника в мансийской среде: с.Сосьва, д.Кимкьясуй и д. Хулимсунт, затем в д.Ломбовож (2000г.), д. Хулимсунт (2001г.) и юрты Леплинские (2011г.). Праздники документировались на аудио и видео-кассеты Поповой С.А., Поповым Н.С., сотрудниками Берёзовского фольклорного архива народа манси, с 1994 года среди населения Берёзовского района. Празднично-обрядовые церемонии описаны Поповой С.А.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

В настоящее время обрядовый Медвежий праздник проводится редко. Ведётся обучение молодёжи из среды манси.

Риск исчезновения

Сокращение числа исполнителей песенного, сценического жанров и обрядов сценария Медвежьего праздника

Исключительность / Ценность

Традиционный обрядовый Медвежий праздник остаётся главным праздником для народа манси. Несмотря на всевозможные изменения в обществе, в медвежьем празднике устойчиво сохраняются основы мировоззренческой системы, этнические нормы и ценности. Медвежий праздник является памятником культурного наследия манси. Наша задача – сохранить его, поскольку для него особенно характерна объединяющая и благотворно влияющая на психическое самочувствие людей атмосфера, которая воспроизводится непосредственно через язык, фольклор и обрядовые действия. Кроме того, в настоящее время это наиболее надёжный способ трансляции культурных ценностей народа.

Форма бытования:

Аутентичная. В последние годы (1994-2011 гг.) Медвежьи праздники манси проводятся в аутентичной среде, по инициативе охотников, добывших медведя и желающих отпраздновать добычу. Организаторами проведения праздника выступает интеллигенция из среды манси. В настоящее время ведётся обучение молодёжи, возможно в ближайшие годы вновь пройдут медвежьи праздники в поселениях Березовского района.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Проведение обряда с исполнением песен, сценок «тулыглап»

Сведения о действиях

Сохранение

Преемственность и приобщение молодёжи к культуре и традициям своего народа.

Время В любое время, за исключением лета
Периодичность Спорадически, по случаю добычи и желания отпраздновать добычу
Метод Проведение обряда
Исполнитель Попова Светлана Алексеевна
Место Глубинка, национальные сельские поселения



Развитие

Преемственность и приобщение молодёжи к культуре и традициям своего народа.

Время В любое время, за исключением лета
Периодичность Спорадически, по случаю добычи и желания отпраздновать добычу
Метод Обучающие семинары с подростками, молодыми мужчинами
Исполнитель Попова Светлана Алексеевна
Место Глубинка, национальные сельские поселения



Популяризация

Преемственность и приобщение молодёжи к культуре и традициям своего народа.

Время В любое время, за исключением лета
Периодичность Спорадически, по случаю добычи и желания отпраздновать добычу
Метод Организация бесед
Исполнитель Попова Светлана Алексеевна
Место Глубинка, национальные сельские поселения



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

В соответствии с описанием обрядового праздника

Устное повествование

При непосредственном участии в празднике; аспекты преемственности осуществляются устным, наглядным способом

Видеофильмы отснятых праздников, публикации



Источники

Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды: [Научное издание]. Томск: Изд-во Томского университета, 2008.