Традиционный обрядовый праздник "Уринэква хотал" группы северных манси - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Традиционный обрядовый праздник "Уринэква хотал" группы северных манси

Традиционный обрядовый праздник "Вороний день" группы северных манси

Этнокультурная принадлежность:

Традиционная культура манси

Ключевые слова:

Богиня, Щань ‘Мать’, Калтащ, ворона, обряды, духи-предки, дети, девушки, женщины, год

Описание

Традиционный обрядовый календарный праздник манси «Вороний день» ещё называют «Щань хотал» ‘День Матери’, его сакральность подчёркивается и в семантической мотивировке праздника – пойксян хотал ‘просьб день’ или ялпынг пойксян хотал ‘святой день просьб’. «Уринэква хотэл» – Вороний день, праздник в начале весны, во время прилета ворон. Его приуроченность к 7 апреля является более поздней, адаптированной к православному календарю.

По мнению манси, «вороны приносят весну». Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров ворона выступала покровителем женщин и детей. В связи с преобразующимися явлениями природы в основу праздника заложены представления о возрождении и обновлении имеющие связь с родильной обрядностью.

Праздник считается женским, его символика направлена на женскую сферу деятельности как будничную, так и сакральную – рождение, семейное благополучие, любовь (и из наблюдений в природе – воспроизводство). В прошлом праздник отмечался несколько дней: день отправления обряда на священном женском месте, где принимают участие только пожилые женщины и девочки до наступления регул; семейный (домашний) день, с участием всех женщин и детей одной семьи; женский и девичий день, с участием женщин и девушек поселения (рода); общественный день, с участием всех членов поселения.

В традиции обско-угорских народов с женской культурой и сферой деятельности обычно соотносится число четыре. Возможно, что и было всего четыре особо отмечаемых дня в новогоднем праздновании на год/лето в дни прилёта ворон.

Исторический аспект

Церемония мансийского праздника Вороний день, описана на основе полевых материалов, собранных с 1993 года, в поселениях Берёзовского района. После большого перерыва праздник был проведен вновь в 1993г. в с. Сосьва, Берёзовского района.

Работа по сбору полевого материала проводилась сотрудниками Берёзовского научного фольклорного фонда народа манси с 1993 года среди населения Берёзовского района. Празднично-обрядовые церемонии описаны Поповой С.А.

Сведения об особенностях ОНКННЮ

Состояние бытования

В настоящее время календарный обрядовый праздник «Вороний день» проводится ежегодно во всех поселениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, как государственный праздник окружного значения.

Риск исчезновения

Риска исчезновения нет, но есть риск, что он не будет традиционным мансийским праздником.

Исключительность / Ценность

В прошлом, празднично-обрядовая культура манси имела стройную систему цикличности воспроизведения календарных обрядов в годовом круге посредством ритуалов, что давало возможность поддерживать установленный порядок и организацию жизни коллектива.

Форма бытования:

Восстановленная Обряд восстановлен сотрудниками Берёзовского научного фольклорного фонда народа манси с 1993 г.

Место бытования

Место обнаружения
Место распространения
Современное место бытования

Техники исполнения

Тип техники /технологии

Техника исполнения песен, танцев, сценок с участием вороны.

Сведения о действиях

Сохранение

Для национального населения – преемственность традиций своего народа; приобщение различных групп населения к традициям коренных малочисленных народов Севера. 

Время Весна, поскольку обусловлен переходным состоянием года от зимы к лету
Периодичность Ежегодно
Метод Наглядность
Исполнитель Попова Светлана Алексеевна 
Место Повсеместно



Об особенности распространения и использования

Частота выражения

Средства выражения

Способы передачи

Факторы, способствующие распространению

В соответствии с описанием обряда

Устное повествование

В национальных поселениях в обряде участвуют коренные жители; аспекты преемственности осуществляются устным, наглядным способом

Видеофильмы, публикации, инициирование Правительством ХМАО – Югры



Источники

Традиционный мансийский праздник Уринэква хотал = Вороний день // Этнография народов Западной Сибири: (к юбилею д. и. н. Зои Петровны Соколовой): [Научное издание]. Вып. 10. М., Сибирский этнографический сборник. 2000. с. 212-222 (Статья)

Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды: [Научное издание]. Томск: Изд-во Томского университета, 2008.138 с (Монография).

Попова С.А.Народный календарь и празднично-обрядовая культура манси: проблемы реконструкции // Вестник угроведения: № 1 (12), Ханты-Мансийск, 2013. С. 132-142.

Архивный фонд Берёзовского филиала 626140. ХМАО, п Берёзово, ул. Кибардина, д.14/, тел/факс: 8(34674) 2-22-50