Традиционный обряд «Вурңа хăтӆ» хантов полноватского Приобья
Традиционный обряд «Вурңа хăтӆ» хантов полноватского Приобья
Традиционный обряд «Вороний день» хантов полноватского Приобья
Этнокультурная принадлежность:
Традиционная культура ханты
Ключевые слова:
Богиня Калтащ, ворона, Мать-Земля, прародительница; Обряд
Альтернативные наименования:
Язык наименования: хантыйский, казымский диалект
Вурңа хăтӆ
Язык наименования: русский
Вороний день
Описание
Традиционный календарный обряд «Вороний день» – реконструкция обряда, проводили весной, как увидят, что прилетели вороны, был приурочен к смене времён года, хозяйственной деятельности. По народным представлениям ворона будто содействует размножению людей, связывается с элементами мироздания.
В образе богини Калтащ покровительствует беременным женщинам и детям, определяет продолжительность жизни. Осенью, улетая в тёплые края, оставляет хорошие слова, желает благополучия, удачи, благодарит тех, кто хорошо встречал и угощал. Работа по сбору полевого материала проводилась сотрудниками Белоярского фольклорного архива с 1995 года среди населения Белоярского района. Обряд описан Пятниковой Т.Р.
Обряд «Вороний день» - это день поклонения Матери-Земле, богине Калтащ, Маленькой Калтащ, многодетной матери, прародительнице. У неё множество эпитетов, имеет несколько образов, является посредником между тремя мирами: небом, землёй, нижним миром. Чтобы угодить ей, необходимо соблюдать ритуалы и обряды, связанные с ней. В образе богини Калтащ её представляют седоволосой бабушкой. От неё зависит зачатие и рождение ребёнка. Если не было детей или ребёнок болел, то вымолить и получить её помощь можно было при личном прибытии к «её коленям», т.е. на место её нахождения в деревню Калтасьяны с жертвоприношением и угощением. Преодолевая огромные расстояния, к ней ездили зимой и летом.
Происхождение:
Историко-этнографическая характеристика
Обряд описан на основе полевых материалов, собранных в течение нескольких лет в поселениях полноватского Приобья. После большого перерыва в 1996г. впервые был проведён в д. Тугиян, д. Пашторы Белоярского района, документировала Е. Шмидт.
Сведения об особенностях ОНКННЮ
Состояние бытованияВ настоящее время календарный обряд «Вороний день» проводится ежегодно во всех национальных поселениях Белоярского, Берёзовского районов
Форма бытованияВосстановленная Обряд восстановлен сотрудниками Белоярского фольклорного архива северных хантов в 1996 г. В настоящее время календарный обряд «Вороний день» проводиться ежегодно во всех национальных поселениях Белоярского, и Березовского районов.
Место бытования
Техники исполнения
Тип техники /технологии
Техника исполнения
Описание техники /технологии
Описание обряда Вороний день информантами. Расшифровка- Пятникова Т.Р.
Сведения о действиях
Сохранение
Преемственность традиций, приобщение различных групп населения к традициям своего народа.
Время | Весна |
---|---|
Периодичность | Ежегодно |
Исполнитель | Белоярский филиал ОУИПИиР (Пятникова Т.Р., Слепенкова Р.К.), ЦКНТ, работники сельских клубов |
Место | Национальные сельские поселения |
Об особенности распространения и использования
Частота выражения |
Средства выражения |
Способы передачи |
---|---|---|
В соответствии с описанием обряда |
Устное повествование |
В национальных поселениях в обряде участвуют местные жители; аспекты преемственности осуществляются устным, наглядным способом |